|
|
Самым почитаемым животным в Древней Руси являлся медведь или, как
его уважительно называли крестьяне, "хозяин", "топтыгин", "мишка", "потапыч",
"михайло иваныч" и т. д. Корни этого почитания, без сомнения, уходят
во времена тотемизма. О существовании на Руси культа медведя
свидетельствуют многочисленные археологические и этнографические
материалы, позволяющие также проследить его эволюцию (или
деградацию?) от древнейших времен до середины XX века. Впрочем,
признаки медвежьего культа кое-где сохранились еще и поныне
(например, у некоторых народов Сибири) |
|
|
Совсем недавно, в середине XX века на территории Белоруссии
существовал праздник весеннего пробуждения медведя - "комоедицы",
который справлялся накануне христианского Благовещения (24 марта).
Хозяйки в этот день выпекали из гороховой муки специальные кушанья
- "комы" (отсюда, как полагают некоторые исследователи, праздник и
получил свое название)1. Крестьяне на комоедицы надевали
вывороченные мехом наружу тулупы и исполняли особый ритуальный
танец, воспроизводящий движения просыпающегося от зимней спячки
медведя.Подобный же веселый медвежий праздник существовал и у древних греков. У
них он назывался "комоедией" (от слова "комос" -
медведь). Отсюда
же получила свое название и позднейшая античная "комедия" (что
убедительно опровергает приведенную выше версию Т. А. Волошиной и
С. Н. Остапова) "Комоедицы вплотную примыкают к весеннему
равноденствию и к древней, дохристианской масленице,- пишет Б. А.
Рыбаков.- Не лишено вероятия, что именно с этого эпизода
пробуждения природы и начинался сложный масленичный весенний цикл.
Природа здесь была олицетворена медведем".
Однако традиции комоедиц-комедий имеют гораздо более глубокие
корни и восходят к отдаленнейшим временам индоевропейской
общности. В знаменитых мустьерских "медвежьих пещерах" обнаружено
огромное количество (до 1000 особей в одном пункте) медвежьих
черепов и костей лап, что говорит об их ритуальном захоронении.
Отголосок этого древнейшего ритуала сохранился в "медвежьих
праздниках" сибирских охотников, которые за несколько дней до
выхода в лес пели специальные "медвежьи песни", отрезали убитому
"хозяину" лапы и голову, совершали вокруг них обрядовые действия и
затем относили их на "медвежье кладбище" - недоступные собакам
священные "медвежьи амбары", в которых постепенно скапливалось
большое количество костных останков...
Особое значение имеет то, что название языческих жрецов —
волхвы — также напрямую связано как с медведем, так и с Волосом:
при совершении ритуалов волхвы облачались в медвежью шкуру, т. е.
становились «волохатыми». В качестве ритуальной одежды медвежья
шкура дожила до XIX века, а в трансформированном виде (вывернутый
наизнанку полушубок) — до середины XX-го. С принятием христианства
по созвучию имен Волоса заменил Власий Севастийский, к которому,
разумеется, перешли по наследству и функции «скотьего бога»: на
ранних иконах его нередко изображали в окружении различных
домашних животных. Во многих средневековых русских городах церкви
Власия ставились на месте разрушенных языческих храмов (капищ) — «идеже
стояху кумиры». Нетрудно предположить, что капище Волоса в Вологде
могло располагаться на месте церкви Власия Севастийского, что в
Обухове (ныне угол Челюскинцев и Кирова). Нельзя исключить и того,
что само название «Вологда» также может быть тесно связано с
культом «скотьего бога» Волоса (учитывая позднейшее наслоение
форманта «гда»)...
|
|